Примерный психологический портрет ученика. Психологическая мастерская «Рисуем портрет современного ученика Список использованной литературы

(Презентация к докладу "Портрет современного школьника")

Введение

Литература советского периода и рассказы старших поколений позволяют представить образ советского школьника. Его главными жизненными ценностями были любовь и дружба, достоинство и честь, совесть, доброта и ответственность. Для него было характерно инициативность, стремление к самосовершенствованию. Выпускники школы были уверены в завтрашнем дне и в своей нужности обществу, поэтому мотивом при профессиональном самоопределении служила общественная польза.

Но с тех пор исчезли высокие идеалы, а главной жизненной ценностью стало материальное благополучие. Что же ценно для моих сверстников сегодня? Как они представляют свою самостоятельную жизнь? На наш взгляд, это очень актуальные вопросы, ведь нынешние школьники - это будущее нашей страны.

Современная Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет национальный воспитательный идеал высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Гипотезу нашей работы, объект, предмет и методы исследования вы видите на экране.

Свои исследования мы начали с анкетирования выпускников 90 и 103 школ в возрасте от 16 до 18 лет. Нами была разработана анкета на основе той, что предлагает выпускникам правительство России. В ходе анкетирования были опрошены 67 учеников. Различия в ответах среди выпускников разных школ практически отсутствуют, поэтому данные предоставляются в общем массиве.

Уже на первом этапе мы отбросили гипотезу, на которой основывается наша работа, как ошибочную.

И сейчас мы представим итоги нашего исследования и выводы по ним.

Анкета состояла из пяти пунктов, первым из которых был политические ориентации молодёжи .

На первый вопрос ребята в основном ответили, что следят за развитием событий в стране, но, к сожалению, им это не интересно.

Никто из опрошенных не сказал, что положение дел в стране его устраивает.

На вопрос о своём благосостоянии половина учеников ответила, что их благосостояние зависит только от них самих, а 37% - от условий жизни и их собственных усилий в равной степени.

В случае нарушения своих прав почти половина учеников готова обратиться в правоохранительные органы, но никто не собирается участвовать в акциях протеста.

О своём патриотизме с полной уверенностью заявляют лишь четверть выпускников, тогда как 44% сомневаются с ответом.

А на этом слайде представлено мнение, что значит быть патриотом.

Следующий пункт анкеты: экономические ориентации молодёжи .

О своей уверенности в реализации своих планов на будущее с полной уверенностью заявляют чуть больше четверти опрошенных.

На вопрос: что значит успешная карьера для человека? 73% считают, что это моральное удовлетворение от работы и возможность заниматься любимым делом, но и высокий доход является определяющим.

А вот что влияет на карьеру? 88% считают, что это образование, а 60% что это личные качества и особенности характера.

Этот слайд показывает, что высокая заработная плата привлекает молодёжь в работе больше всего.

При устройстве на хорошую работу ребята практически единогласно ответили, что могут рассчитывать только на собственные силы.

Из всех предложенных сфер для работы молодёжи, самой перспективной ребята определили сферу новейших технологий. А вот минимальные предпочтения ребят отдали образованию и здравоохранению.

Можно сделать вывод, что мотивациями для профессионального самоопределения подростка служат престижность профессии и высокий заработок.

Половина опрошенных выпускников признаются, что стараются учиться нормально, но учёба не вызывает у них особого интереса.

Что касается удовлетворённости выпускников качеством полученного образования, то в целом выпускники довольны образованием, которое получают.

В вопросе о жизненных ценностях 75% учеников выбрали семейное счастье наиболее ценным. Далее расположились здоровье и возможность приносить пользу другим людям.

Об участии в разнообразных проектах, 42% опрошенных ответили положительно.

Таким образом, можно сделать вывод об активности молодых людей в области научно - исследовательской и практической деятельности.

Следующий пункт нашей анкеты этническая и религиозная самоидентификация молодёжи .

Большинство молодёжи не определились со своим отношением к представителям других национальностей, но почти шестая честь с опаской относятся к другим этносам.

В борьбе за интересы представителей своей национальности готовы участвовать лишь треть, остальные же не собираются участвовать в открытом конфликте. На наш взгляд, молодое поколение недостаточно толерантно.

Заключительный пункт нашей анкеты ориентации на здоровье и физическое развитие.

Радует, что нет среди опрошенных ребят тех, кто совсем не занимается спортом.

Дополнением к портрету выпускника является проведение им досуга. К сожалению, увеселительные мероприятия и социальные сети лидируют.

Что касается вредных привычек, все единогласно ответили, что вредные привычки отрицательно сказываются на здоровье.

Вывод

В заключение теперь мы можем представить современного школьника. Это молодой человек главными жизненными ценностями, которого являются здоровье и семейное счастье. Он не сильно озабочен нравственностью своих поступков, но имеет представление об идеале. Выпускник мало озабочен экономическими, социальными и политическими проблемами своей Родины. Он стремится к самовыражению, с удовольствием занимается саморазвитием и самосовершенствованием, оставляя свободное время для общения с друзьями. Таким образом, молодой человек активно включается в жизнь социума. Получение качественного образования или хорошей работы он рассматривает, как средство сделать карьеру и достичь высокого материального благосостояния. Молодой человек не готов к самостоятельной взрослой жизни, к неожиданным трудностям, но с оптимизмом смотрит вперёд, так как всегда может рассчитывать на помощь родителей. Он уверен, что уровень его знаний, полученных в школе, высок, что поможет ему при поступлении. А чтобы выпускник современной общеобразовательной школы стал достойным членом общества, нужно готовить его к преодолению всех жизненных трудностей.

Результатами нашего исследования заинтересовалась администрация школы. С целью корректировки планов воспитательной работы для устранения выявленных несоответствий между "ожиданиями" и "реалиями" нам предложили выступить на педагогическом совете, который прошёл в марте. А в мае прошли выборы председателя в совет старшеклассников. По результатам выборов на эту должность вступила Шубина Полина ученица 11 «А» класса. С сентября нового учебного года совет начал свою работу.

В 5-6 классах введено детское самоуправление, проводятся политинформации. Ученики включаются в активную, социально-значимую деятельность.

Портал ПМД74 публикует самые интересные материалы III Областных рождественских чтений!Предлагаем Вашему вниманию доклад, с которым выступила кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы ЧОУ «Челябинская православная гимназия» Ксения Вячеславовна Голова:

Смена общественных и социальных норм зачастую неизбежно ведет к смене личностных ценностей граждан. В большей степени это заметно по молодому поколению — наиболее восприимчивому к переменам. Цель данного материала – передать некоторые особенности мышления, цели и ценности современных школьников, которые отражаются в школьных сочинениях.

В подготовке этой работы мы опирались как на собственные наблюдения, так и на наблюдения коллег – учителей различных специальностей, а также на устные и письменные высказывания школьников (ответы на вопросы, школьные сочинения). Работа ни в коей мере не претендует на полное освещение темы в историческом и методологическом контекстах, а носит скорее обзорный и констатирующий характер.

Итак, у учителей-словесников почетная и ответственная миссия: мы не только прививаем навыки грамотного письма с помощью различных упражнений и диктантов, но и развиваем речь и мышление в целом. Здесь нам на помощь приходят устное словесное рисование, изложение и сочинение. На последнем и остановимся.
Школьному сочинению в российской педагогической традиции уделялось большое внимание. Оно было одним из лучших средств для развития связной письменной речи. К тому же посредством сочинения формируется еще и культура выражения своих мыслей. Темы сочинений как бы говорят школьнику: сосредоточься, задумайся о важных предметах и передай свои размышления на бумаге.

Интересна эволюция тем школьных сочинений на протяжении последних 100 лет.
Так, в начале прошлого века гимназисты средних классов писали сочинения на следующие темы: «Листопад», «Зимний вечер», «Река в лунную ночь», «Пароходная пристань», «Прибытие поезда», «Почтовая станция», «Замирание нашего сада осенью», «Дедушкин сад».

Этот список тем примечателен тем, что его темы предполагали описательный характер школьных работ, ребята учились вдумчиво и неторопливо описывать окружающий мир, наблюдать явления природы и передавать свои наблюдения в словесной форме. В самих формулировках тем – безмятежность, созерцательный настрой, какой-то замедленный темп. Все это отражало патриархальный уклад нашей страны в самом начале ХХ века.

На смену той эпохе пришло советское время , время громких лозунгов, активного строительства коммунизма, время борьбы за коммунистический идеал. Молодое поколение воспитывалось в духе преклонения перед авторитетами эпохи. Поменялись и темы школьных сочинений. Приведем некоторые из них: «Трудовая слава комсомола», «Имя Ленина в сердце каждом», «Хорошо в стране советской жить!», «Боевой орден комсомола», «Время сказок пришло наяву», «Мой труд вливается в труд моей республики», «Берем с коммунистов пример».


Это уже не темы сочинений-описаний, здесь предполагаются рассуждения на заданную тему. Примечательно, что сам ход дальнейшего сочинения как бы задан идеологизированным заголовком: ученику нужно было доказать приведенный тезис. Никаких индивидуальных размышлений на тему не предполагалось, мыслить нужно было в одном заданном сверху ключе, приветствовались цитаты из классиков марксизма-ленинизма.
Но при всей этой идеологической заданности дети советской эпохи были воспитаны в духе коллективизма и взаимовыручки, им прививался приоритет общего перед личным, они с ранних лет приучались трудиться и без труда не мыслили своей жизни.

Советская эпоха ушла в прошлое. На смену пионерам и комсомольцам пришли просто подростки (говоря нынешним языком, тинейджеры). Прежде чем перейти непосредственно к современным школьным сочинениям, перечислим некоторые черты, характерные именно для современных ребят.

Первое, что нужно отметить, – это отсутствие идеала у нынешних подростков. Испокон веков в разных странах подрастающее поколение воспитывалось на почитании национальных героев, самоотверженных патриотов и тружеников. Так, в советское время дети (особенно — мальчики) росли, стараясь подражать Папанину, Чапаеву, Гагарину и другим известным людям. Для многих идеалом были учителя, собственные родители, бабушки и дедушки-ветераны, герои труда, почетные граждане города и страны.


В наше время само слово «идеал» стало пережитком прошлого, дети порой не знают как оно пишется и что обозначает. Вместо него пришло слово «кумир», как теперь называют известных певцов, фотомоделей, телеведущих. Причем дети преклоняются не перед их человеческими качествами и поступками, а перед внешностью, положением в обществе, богатством.

Скажем и о падении престижа простого труженика. Подрастающее поколение ориентировано прежде всего на материальный успех. Так, на вопрос, кем они хотят стать, ученики 5 и 6 классов отвечают порой вопросом «А где больше платят?» Встречаются и такие ответы: «ютьюбером» (видеохостинг youtube), видеоблогером, «сисадмином», фотомоделью, «звездой». Причем свой выбор ребята объясняют тем, что это легко, учиться почти не надо и можно хорошо заработать. О значимости данной деятельности для общества школьники даже не задумываются.
По сравнению с учениками советской эпохи современные ребята более нацелены не на работу в команде, а на личные достижения, проявляют меньше взаимовыручки, но больше эгоцентризма. Личное первенство у них зачастую главенствует над командным, коллективным.

Это в какой-то мере связано с ранней компьютеризацией. Дети едва ли не с пеленок осваивают телефоны и планшеты, не могут провести без них и дня. Главная сфера интересов смещается у компьютеризированных школьников в виртуальный мир. В нем они легко осваивают новые программы и игры, одерживают победы, но в это время они упускают многое в реальной жизни, не приобретают необходимых навыков общения с людьми вживую. Так страдает коммуникативная сфера, потом эти упущения будет трудно наверстать.

Все эти особенности — дух времени, а проблемы детей — лишь отражение проблем эпохи. Они не родились такими, они такими стали с подачи взрослых. Несмотря на все перечисленные качества, носящие скорее негативный характер, современные дети в основном мыслящие, они рано начинают задумываться о смысле жизни, они замечают малодушие в поступках и фальшь в словах взрослых людей, не приемлют этого и по-своему протестуют.

В этом плане показательны школьные сочинения . Сегодняшним ученикам предлагаются темы, позволяющие им высказать свое собственное мнение. Эти темы не дают готового решения, они ориентированы на творческий поиск и размышление.
Приведем некоторые темы: «Если бы я был директором школы», «Что такое счастье», «Жизненный успех. Как я его понимаю», «Что значит быть взрослым», «Человек. Цивилизация. Земля», «Мой характер» — все это темы сочинений-рассуждений. Приветствуется свободная форма высказывания – диалог, письмо, эссе.
По словам Таисы Алексеевны Ладыженской, «главное дело для учителя – чуткость, бережное отношение к творческим поискам учеников. Ведь научить творчеству нельзя, т.к. оно личностно, индивидуально, а вот подготовить к творческим поискам – наиблагороднейшая задача учителя-словесника» (Ладыженская Т.А. Практическая методика русского языка. 5 класс). К этому мы стремимся, когда учим детей работать над сочинением.

Отличительная черта многих современных школьников – искренность. Они не боятся высказываться, поэтому пишут что думают (не всегда лицеприятно для нас, взрослых). Многие ребята не выслушаны своими родителями, поэтому в школьных сочинениях порой открывается и душевная боль от равнодушия мамы, грубости папы, а также обида на взрослых. Школьники (особенно — мальчики) хотят диалога со взрослыми, а не готовых неоспоримых суждений со стороны старших. Встречаются такие фразы: «Вы мне будете говорить, что это неверно, у вас, взрослых, всегда правильное мнение. Но то, что я сказал — это мое мнение, и я имею право его высказать. Ясно?» (Н., 5 класс)

Известный педагог Евгений Николаевич Ильин в середине 80-х заметил, насколько «безграничны возможности школьного сочинения. С его помощью учитель делает своеобразный медосмотр души каждого из ребят. Листы бумаги, бесхитростно исписанные детской рукой, приоткрывают заветное в ученике, не всегда осознанное даже им самим» (Ильин Е.П. «Рождение урока» )
Можно сказать, что дети отстаивают право на собственную точку зрения, однако пока они не готовы ее аргументировать и нести за нее ответственность. Так у ребят постепенно формируется критическое мышление, и, увы, критикуют они не сверстников и не себя, а прежде всего нас, взрослых.

Приведем несколько «говорящих» отрывков из школьных сочинений на свободную тему:
«Мне кажется, что родители должны вспоминать, как они вели себя в детстве, гулять с детьми и разговаривать с ними побольше, чтобы понимать друг друга» (А., 5 класс. Тема: «Взрослые и дети: как понять друг друга?» )
«В наше время трудно найти настоящего друга. Наверное, почти невозможно. Дружбу легко разрушить деньгами. Я знаю четверых мужчин, которые раньше были друзьями. Они открыли компанию, которая стала очень популярной и богатой. Но они поссорились из-за денег и сейчас они не общаются» (М., 5 класс. Тема: «Настоящий друг – какой он?» )
То есть дети постоянно наблюдают за словами и поступками взрослых, делают свои выводы и руководствуются ими в дальнейшей жизни.

А. М. Герасимов, «После дождя»

Многие нынешние школьники не ограничиваются общими фразами, шаблонами, стремятся быть оригинальными во всем, в том числе и в высказываниях. Например, они могут начинать сочинение по картине такими словами: «Сидел я на уроке и думал о дирижаблях. И тут увидел в учебнике картину Герасимова «Терраса после дождя». Мое воображение сразу переключилось на нее, и я постараюсь передать свои впечатления…» (Н., 6 класс). Или в сочинениях на заданную тему писать: «Обычно считают, что для пополнения словарного запаса надо читать много книг. Я предлагаю другой, более интересный вариант: смотреть обучающие видео в ю-тубе» (И., 6 класс. Тема: «Как развивать свою речь?» ).

Итак, мы обозначили некоторые качества характера и особенности мышления современных школьников. Портрет ученика получается неоднозначным. Нам, учителям, нравится их восприимчивость, умение быстро осваивать новые информационные технологии. Однако тревожит их самоуверенность, отсутствие такта и настораживает их потребительское отношение ко всему и ко всем: мне должны обеспечить, для меня обязаны сделать и т.д.
А в целом ученики начала ХХI века — это обычные люди, живущие в своём современном мире и думающие о будущем. Они смышленые и находчивые, смелые и общительные. Они – дети своего поколения, и им не чужды общечеловеческие мечты о счастье.

Приведем напоследок отрывки из школьных сочинений:

ХХ век:
1. Листопад.
2. Замирание нашего сада осенью.
3. Зимний вечер.
4. Река в лунную ночь.
5. Прибытие поезда.

Современные темы:
1. Мой характер.
2. Жизненный успех. Как я его понимаю.
3. Почему я хочу / не хочу взрослеть.
4. Человек, на которого я хочу быть похожим.
5. Что такое счастье.


Из 30 учеников, писавших сочинение, 21 выбрали темы начала ХХ века. Эти темы учат наблюдать, тонко прислушиваться к природе и к своему сердцу. Ребята старались в мельчайших подробностях вспомнить увиденное когда-то и передать все оттенки своих эмоций.
Отрывки:
«Порой не удается выбраться из города. Вроде бы внешняя оболочка в полном комфорте, но внутри происходит что-то неописуемое. Душа кричит и требует не материальной, а природной красоты. В осеннем саду ты не скован рамками времени и ценишь каждое мгновение…» (И., 6 класс. Тема: «Замирание нашего сада осенью» ).
«В тот зимний вечер я шла туда, где можно согреть душу. Главное место для православного человека – это храм. Там можно помолиться и открыть Богу все свои тайны и грехи. После окончания службы на душе становится легко и тепло, даже если на улице воет вьюга…» (Е., 6 класс. Тема «Зимний вечер» ).
Так школьные сочинения помогают нам понять ребят, отражают их внутреннюю сокровенную жизнь. Мы видим, что растут люди, которые не просто наблюдают, но и размышляют о Боге и о жизни.

Текст: Голова К.В

Иллюстрации из открытых источников.

Понравилась статья? Поделитесь ей 2 0 3 726

Общая характеристика младшего подросткового возраста.

Так как возраст детской аудитории, на которую рассчитан разработанный мною цикл занятий, а также данный конкретный вводный урок, составляет 12-13 лет, нужно обратить внимание на следующий факт. Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе - одним из труднейших периодов школьного обучения.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдения за детьми, общение с ними в этот период показывает, что они очень растеряны, не могут понять, как теперь им нужно общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет.

С психологической точки зрения это довольно благополучный возраст. Подростковые проблемы еще только "маячат" у школьников как некоторая психологическая и личностная перспектива. А корни трудностей, испытываемых школьниками при овладении новой школьной ситуацией обучения, - в педагогической практике, порождающей резкий скачок из одной системы обучения в другую, в несостыковке программ, форм обучения, дисциплинарных требований, стилей общения и многом другом.

Какие же психологические качества и свойства обеспечивают ребенку успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития? Иначе говоря, какие психологические новообразования должны появиться в конце 4-го - начале 5-го класса?

Центральное и важнейшее психологическое новообразование - это так называемое "чувство взрослости". Это чувство должно проявлять себя и реализовываться в трех основных моментах:

Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (школьник принимает и понимает смысл учения для себя, учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты, занимается самообразованием и др. Ведущим мотивом в этом случае станет для 5-ка собственно познавательный).

Новая личностная позиция по отношению к школе (как среде жизнедеятельности и системе значимых отношений) и педагогам. Новое отношение к школе - это ответственная осознанная позиция школьника, а отношения с педагогами предполагает переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка к отношениям межличностным.

Новая личностная позиция по отношению к сверстникам (ведущая деятельность - общение предполагает, что от ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять в классе устраивающее его статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками).

Для формирования той или иной позиции, того или иного отношения требуется некоторый уровень собственно психической готовности и зрелости. Но он является именно предпосылкой формирования новой системы отношений. И субъектное отношение к учебной деятельности, и новая позиция в отношениях с педагогами возникают только в соответствующих социальных, педагогических условиях как ответ на специально организованную работу взрослых. Позиция в отношениях со сверстниками в большей степени зависит от психологической зрелости самого ребенка, имеющегося у него социального опыта, семейного стиля общения.

Кроме "чувства взрослости" успешность перехода определяется наличием определенного уровня когнитивной зрелости школьников. Прежде всего, она связана со способностью ребенка осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования шагов по решению интеллектуальной задачи, использование логических средств - операций, а также использованием речи как инструмента мышления (система устных доказательств, объяснений, умения задавать вопрос и др.).

Можно выделить еще целый ряд менее важных составляющих психологической готовности. Все они представлены в психолого-педагогическом статусе пятиклассника и представлены в таблице.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации заключается в выявлении уровня адаптированности к обучению в среднем звене, индивидуальной помощи детям - дезадаптантам, усовершенствовании программ преподавания, разноплановой работе по формированию индивидуального стиля учебной деятельности - все это служит мощным средством формирования необходимого уровня психологической готовности к переходу обучения в среднем звене.

Психологические и педагогические особенности младшего подросткового возраста.

Я считаю нужным более подробно остановиться, во-первых, на психологических новообразованиях данного периода. О них шла речь ранее, однако дача более полного представления может помочь в составлении характеристики этого возраста в целом.

Контингент школьников подросткового возраста - это ученики средних классов. Важно учитывать, что обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама "кризисность" возраста. Как уже говорилось ранее, возраст 11-12 лет не является "кризисным" с психологической точки зрения. Однако необходимо учитывать, что в современном обществе, в котором технический и научный прогресс развивается с немыслимой скоростью, взросление ребенка также происходит немного быстрее.

Рассмотрим основные особенности и задачи развития современного подростка.

Сам период подростничества традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) - младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную - старший подростковый возраст (13-15 лет). Детская аудитория, на которую рассчитано данное занятие, относится, к первой, негативной фазе.

Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества.

По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной. Паровую машину построил Уатт в 1765., а юношу - Руссо в 1762 г. Изобретя юношу, общество оказалось перед лицом двух больших проблем, как и где разместить его в социальной структуре и как сделать его поведение соответствующим эталону".

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Наряду с чувством взрослости возникает подростковая тенденция к взрослости: стремление быть, казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих.

Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с неготовностью, нежеланием или даже неспособностью взрослых (прежде всего - родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении именно рассматриваемый нами младший подростковый возраст.

Для этого возраста часто характерным является определенное отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

В начале отрочества меняется внутренняя позиция по отношению к школе и к учению. Так, если в детстве, в младших классах, ребенок был психологически поглощен самой учебной деятельностью, то теперь подростка в большей мере занимают собственно взаимоотношения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве. Однако, придавая особое значение общению, подросток не игнорирует и учебную деятельность. Подросток, подрастая, уже готов к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

Важным стимулом к учению младших подростков является стремление занять определенное положение в классе, добиться признания сверстников. При этом для подростка продолжают иметь значение оценки, так как высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. В старшем отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель - необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения. В деятельности общения, а также общественно значимой деятельности происходят и возрастные психологические изменения у подростка. Так, развитие интеллекта характеризуется тем, что подросток приобретает способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, которые мало доступны детям более младшего возраста. Часто период становления этой способности характеризуется феноменом теоретизирования. В этот период очень важно показать учителям и родителям значимость этого феномена для личностного развития подростков. Это связано с тем, "что он совпадает с периодом развития самосознания. В это время подростки и юноши начинают активно интересоваться проблемами общения, самосовершенствования, поиска смысла жизни, социальной справедливости и т. д. Нередко они выходят на уровень анализа вечных философских истин, не находя решения вопросов, стоящих перед ними". В подростковом возрасте качественным преобразованиям подвергается личность ребенка: развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки, формируется чувство взрослости и др. Развитие рефлексии характеризуется повышенной склонностью к самонаблюдению. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. На основе рефлексии развивается самосознание - главная черта психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста. Одной из форм проявления самосознания является чувство взрослости - стремление быть и считаться взрослым. Важным показателем чувства взрослости является наличие у подростков собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых, что часто приводит к конфликтам в семье.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется особенной чувствительностью. У рассматриваемого мною возраста - младших подростков - повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.

Типичными чертами подростков также являются раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Особенно это характерно для младших подростков, переживающих пубертатный кризис. Эмоции подростков более глубокие и сильные, чем у детей младшего школьного возраста. Особенно сильные эмоции вызывает у подростков их внешность. Повышенный интерес подростков к своей внешности составляет часть развития ребенка в этом возрасте.

Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человека - системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей. Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Психологический портрет школьника по играм и хобби

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Дети: «Играю только в компьютер. Мне нравятся « стрелялки » с кровью и насилием. У меня даже нет знакомых, которым они бы не нравились» (Максим, 12 лет).

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Дети: «С друзьями играем в прятки, строим халабуды, собираем пазлы « Лего ». Да, иногда я хожу к другу на компьютере в « стрелялку » поиграть, но меня мама не отпускает больше чем на час. Говорит – вредно. Вот соседский ребенок много играет в компьютер и выглядит не очень, бледный такой...». (Андрей, 9 лет).

Стереотип 1: дети играют только в «стрелялки» – значит, вырастут жестокими людьми Мнение социального психолога: «Общество индивидуализируется. И ребенок, играя на компьютере, тоже отгораживается от всех»

Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания Дети: «Обожаю книжку « Простоквашино » и одноименный мультик, – говорит Аня Борисова. – Любимые герои – тоже из деревни Простоквашино: они добрые и смешные». «Я люблю не столько читать, сколько сама сочинять сказки, – признается 8-летняя Маша

Мнение социального психолога: «Дети все так же живут в мире сказок и фантазий. Просто взрослеют быстрее»: – Дети по-прежнему увлечены сказками и фантазиями, но то, что раньше было на бумаге, сегодня есть в компьютере и на телеэкране. Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Мнение социального психолога: – Кумиры многих девочек – персонажи японских мультфильмов аниме. Некая аналогия былого рисования в альбомчиках. У мальчиков – тоже мультяшные персонажи. Впрочем, иногда и реальные исторические деятели... Современные дети взрослеют стремительно. С 80-х годов ежедневное количество информации, которую получает человек, утроилось. Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Мнение социального психолога: Дети быстрее соображают и развиваются интеллектуально. Читают в основном фантастику, фэнтези, любят комиксы, мангу (японские комиксы) Классика? Классическая литература не соответствует сегодняшней проблематике. Дети не понимают, почему Анна Каренина бросилась под поезд: « Дура или наркоманка!». Стереотип 2: дети не читают, и у них нет примеров для подражания

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Дети: «Моя любимая игра называется «Зомби», – рассказал 11-летний Егор. – Одного из ребят выбирают «зомби»: он должен догнать кого-то и дотронуться. ..

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: «Это будет общество новаторов и экспериментаторов» .. В советское время взрослые действительно были более чутки к детям, больше поддерживали их, в том числе и в играх, увлечениях. Тогда дети подсознательно чувствовали опору,

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: А сейчас родители слишком заняты работой. Дети растут в атмосфере жесткости и беспринципности, уже в этом возрасте ощущая, что в мире огромная конкуренция.

Стереотип 3: общество, которое построят эти дети, когда вырастут, будет обществом, где человек человеку – волк Мнение психолога: поколение, которое станет формировать общество через 15-20 лет, будет лишено предрассудков, зажатости. Эти молодые люди будут очень наблюдательными, не боящимися экспериментировать и открывать новое.

Городские и сельские дети отличаются. Сильно. .. П сихологический портрет современного ребенка 10–11 лет.

ГОРОДСКОЙ РЕБЕНОК - Блестяще разбирается в компьютере и программах, пользуется всеми опциями мобильного телефона, общается по скайпу. - Его внутренний мир – японские мультики и мультсериалы. - Довольно застенчив, что иногда прикрывает вызывающей дерзостью. - Частые проблемы со здоровьем: спорт сегодня не в моде у детей. - Зато у ребенка есть исчерпывающая визуальная и текстовая информация о сексе. Лет с 12-ти многие дети начинают готовить себя к раннему сексуальному опыту, который к 14-ти годам уже получают. - Также среди современных городских детей, в отличие от предыдущих поколений, активно обсуждается гомосексуализм. - Для городских детей актуальна проблема наркомании.

Сельский ребенок - Более традиционен, - подчинен природным биологическим ритмам. - Больше общается «вживую», правда, общение нередко происходит возле пивного ларька или магазина. - В селе процветает подростковый алкоголизм.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Формирование творческих способностей ребенка. Реализация в образовательный процесс развивающих педагогических технологий. Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии дошкольников. Исследование изменений социокультурных условий жизни детей.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Теоретические основы развития творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей. Экспериментальная работа по развитию творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшей группы.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2009

    Анализ теоретических основ развития внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры психолого-педагогической литературы. Общая характеристика форм проявления процесса внимания: интеллектуальное, сенсорное, двигательное.

    дипломная работа , добавлен 21.12.2016

    Игра как психолого-педагогическая категория. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. Особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Основные технологии обучения игровым действиям.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2010

    Психологические проблемы становления игры как ведущей деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности детей шестого года жизни. Характеристика межличностных отношений в игровом "обществе" детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2015

    Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2015

    Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2015

    Особенности сюжетно-ролевой игры детей с недостатками слухового восприятия. Разработка программы работы по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия, оценка ее практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010